ДНИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЛАТВИИ:
КАКИМИ ОНИ БЫЛИ И КАКИМИ МОГЛИ БЫ СТАТЬ
Русскую диаспору стран Балтии ждет большой сюрприз. В конце весны в Латвии впервые за послевоенный период опять пройдут Дни русской культуры.
Возродить старинный праздник, регулярно проводившийся с 1925 по 1940 год, предложил известный библиофил Анатолий Ракитянский. Праздник продлится две недели, с 24 мая по 6 июня. Правда, пока что еще никто не знает, каким он будет.
Ясно, что это не должно стать слепым повторением прошлого. В 20-30-х гг. русские в Латвии позиционировали себя по отношению к России как эмигранты, сегодня у них совсем другой статус. И потребности в русской культуре у них тоже совсем иные.
Что мы хотим привнести в нашу жизнь, возрождая этот праздник? Прежде, чем ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, какими Дни русской культуры были раньше.
* * *
Передо мной программа праздника, проходившего в мае 1934 года. Несмотря на то, что тогда же, 15 мая, в стране произошел государственный переворот, праздник все же состоялся. Это говорит не столько о том, что политический катаклизм в стране прошел для рядового населения почти не замеченным, сколько об аполитичности самих Дней русской культуры. Теперь даже кажется удивительным, насколько идиллической была их программа.
Праздник начался 10 мая открытием в павильоне Верманского парка большой выставки картин русских художников, русских книг и изящных изделий. 13 мая в Театре русской драмы состоялся торжественный вечер, а в консерватории – концерт. 18 мая в Национальном оперном театре давали русскую оперу «Дубровский»…
Несмотря на смену власти, политические перемены на празднике почти не сказались и в последующие годы он проводиться так же регулярно. Правда, как везде вокруг, в официальных речах обязательным становилось выражение верноподданнических чувств по отношению к вождю латышского народа, да и тексты всех выступлений теперь надо было утверждать в министерстве внутренних дел.
Организацией Дней занималось Русское просветительское общество. Оно уже много лет вело просветительскую работу среди русского населения Латвии — создавало библиотеки, открывало народные школы, организовывало курсы лекций, проводило певческие праздники. В 1939 году оно было закрыто властями ввиду «вредности» его деятельности.
По воспоминаниям журналиста Генриха Гроссена Дни русской культуры обычно начинались с молебна в переполненном Христо-Рождественском соборе, где собирался весь цвет русской публики. Потом все отправлялись на торжественный акт в Театр русской драмы. Он весь сиял в праздничном убранстве, на сцене за столом, накрытым красной скатертью, сидел комитет устроителей праздника. В исполнении хора учащихся русских школ звучали русские песни. Кто-нибудь из русских профессоров выступал с докладом, после чего начиналась художественная часть, подготовленная артистами театра. Молодежь выступала в русских национальных костюмах – тогда еще это было чуть ли ни главным атрибутом русскости.
К празднику Русское просветительское общество обязательно выпускало специальную газету, чаще журнал с участием известных русских литераторов и журналистов. Обычно он посвящался одному из русских писателей, чей юбилей выпадал на этот год. Журнал распространялся по странам Балтии и пользовался большим спросом.
Обшир6ые материалы, посвященные русской культуре, печатали в эти дни все периодические издания, выходившие на русском языке. Например, очень популярный в то время журнал «Для Вас», издававшийся писательницей И. Сабуровой, публиковал к Дням культуры Бунина, Шмелева, Цветаеву, Минцлова. Здесь же мы находим интервью с приезжавшим в Ригу Шаляпиным, «Воспоминания камер-пажа императрицы» Б. Энгельгардта, статьи о выставках картин участников студии К. Высотского.
Особое место в праздничном номере «Для Вас» за 1934 год, занимала целая галерея фотопортретов известных в то время людей из числа местной русской интеллигенции. Под каждым снимком – мнение о русской молодежи, выросшей и воспитанной в Латвии «в чуждых русскому быту условиях».
В те годы, как и сегодня, главной проблемой для нее было выживание и приспособление к местным условиям. Вот, в частности, празднование Дней культуры и было нацелены на то, чтобы объединить всех русских, независимо от возраста и убеждений, дать им силы почувствовать себя уверенно, гордиться достижениями своего народа.
Не замалчивались в праздничном номере «Для Вас» и «темные пятна». Это и раздоры в среде русской эмиграции, и безучастное отношение к бедствующим представителям русской интеллигенции. Журнал отмечал, что от голода, нужды и туберкулеза в эмиграции погибло несколько десятков деятелей русской культуры. И случилось это при полном равнодушии общественных русских организаций и хорошо обеспеченных, даже богатых писателей, художников, артистов.
Впрочем, несмотря на все раздоры и резкое социальное расслоение, русская эмиграция в Латвии и в других государствах в те времена представляла собой большую созидательную силу. В статье того же номера «Для Вас», озаглавленной «Русская культура и ее мировое значение», особо подчеркивался вклад русских в восстановление хозяйственной и культурной жизни во всех странах, где они оказались после первой мировой войны и революции. Русские архитекторы многое сделали для изменения облика Белграда. Лучшие воздушные линии мира в 1934 году обслуживались аэропланами русского конструктора Сикорского, жившего тогда уже в США. Один из его бывших сподвижников, обосновавшийся в 30-е годы в Латвии (фамилия не названа) делился на страницах журнала воспоминаниями о том, как они оба в самом начале своей деятельности в первых мастерских строили новые аэропланы-амфибии.
В честь праздника журнал воздавал должное бывшему режиссеру Мариинской оперы П. Мельникову, приехавшему в 1924 году в Ригу и много сделавшему для латышского оперного искусства. И бывшей солистке Мариинского балета А. Федоровой, создательнице латышского классического балета. А также знаменитым художникам академику К. Высотскому и профессору Н. Богданову-Бельскому, профессорам права В. Синайскому и литературы К. Арабажину, известному пианисту В. Пастухову, воспитавшему большую плеяду латышских музыкантов…
Кстати, под снимком Пастухова в журнале приводится его высказывание о том, что главными качествами русской молодежи в Латвии, посвятившей себя служению искусству, он считает религиозность и духовность.
Сегодня эта мысль покажется архаичной, но именно в стремлении сохранить во всей полноте свою религиозность и духовность как раз и заключался тогда основной пафос проведения Дней русской культуры.
* * *
Пафос нынешнего праздника, наверное, должен быть другим. В отличие от тех лет мы не лишены прямой и непосредственной связи с «материковой» русской культурой. Наша беда сегодня в другом – в том, что связь эта все больше скукоживается, как шагреневая кожа. И, к несчастью, совсем не по вине властей, а потому, что сами же русские делают все, чтобы максимально отдалиться — не только от русской, но и от культуры вообще. Поэтому, конечно же, этот праздник нам очень нужен.
Позволю себе пофантазировать, какими я его сегодня хотел бы видеть. Может быть, организаторам это покажется интересным и они в моих фантазиях найдут что-нибудь рациональное для себя.
Главное сегодня, чтобы у него не было балалаечно-посконного привкуса. Не нужно никаких национальных костюмов и танцев под баян. Говоря о русской культуре, мы сегодня имеем в виду городскую культуру в ее самых высоких профессиональных проявлениях, а не народную, не «самостийную», и уж ни в коем случае не самодеятельную.
Чтобы ориентироваться только на лучшие достижения в этой области, превращающиеся благодаря своему уровню в мировое достояние, я, пожалуй, и сам праздник назвал бы — Русские дни культуры. Потому что современная высокоразвитая русская культура имеет уже очень мало общего с национальными чертами. Может быть, даже стоило бы переименовать праздник просто в Русские дни? Тем более, что днями русской культуры мы уже много лет называем замечательный зимний и тоже многодневный праздник – Татьянин день.
Это, во-первых. Во-вторых, русскую культуру у нас сегодня только пожелай, и будешь иметь ее в любом виде. В интернете, по радио и телевидению, в виде театра, выставок, книг и как твоей душе угодно. И не только две недели, а все триста шестьдесят пять дней в году. Правда, при двух непременных условиях – если она тобой востребована и если у тебя есть на нее достаточно денег.
Из чего делаю вывод. Эти Русские дни могут быть востребованы в первую очередь и в большинстве своем публикой думающей, рефлектирующей, интеллигентной. А она сегодня поставлена (во всяком случае, в таком положении находится русская интеллигенция Латвии) в материальном смысле в крайне затруднительные условия. Поэтому Русские дни должны быть одновременно еще и «спонсорскими днями». Что я имею в виду, скажу чуть ниже. А пока – еще вот о чем.
Что значит – Русские дни? Может, их много вовсе не для того, чтобы можно было все это время вперемешку потчевать меня разными культурными благами, а чтобы они один от другого отличались?
Предположим, Русских дней было бы десять — декада. Кстати, тоже прекрасное название — Декада русской культуры! Первым мог бы стать день официальных мероприятий в честь открытия и вообще возрождения этого праздника.
Вторым, был бы, возможно, День русской поэзии. Стихи, стихи, стихи. На площадях, в концертных залах, в магазинах и библиотеках, в школах и вузах – всюду встречи с поэтами и актерами, несущими нам особый дар, называемый русской поэзией. И этому посвящен целый день, на протяжении которого можно побывать на многих поэтических мероприятиях.
Шефство над Днем поэзии могли бы взять русские театры Латвии – имени М. Чехова и Молодежные — «ОСА» и «Реверанс» вместе с литобъединением «Орбита» и нашими филиалами Союза российских писателей «Метафора» и Союза писателей России «Русло». Наверное, для такого дня больше подошли бы суббота или воскресенье, чтобы можно было бы свободно пойти, куда душе угодно.
Третий день – мог бы быть Днем русского театра, когда на всех сценах Латвии, а также в клубных и школьных студиях играют только русскую драматургию. А гастрольно-рекламные фирмы и организации могли бы привезти на этот день в Ригу и другие города Латвии что-нибудь из числа лучших спектаклей российских театров.
Вот тут самое время сказать о спонсорстве. Для того, чтобы добиться массовой посещаемости и востребованности Русских дней, чтобы дать насладиться культурной программой всем желающим, особым украшением праздника могли бы стать «спонсорские цены». В смысле – минимально низкие или, по крайней мере, с 50-70%-тной скидкой. И еще: финансовое бремя на реализацию программы каждого дня должно быть взято на себя каждой структурой, выступающей в качестве участника Русских дней. Чтобы инициативной группе, организующей праздник, заниматься финансами не пришлось совершенно.
Четвертым днем мог бы быть День русской книги. Книжные магазины, благодаря праздничным скидкам, будут наводнены покупателями и, наконец-то, счастливейшим образом распродадут весь свой товар. Кроме того, это еще и день книжных ярмарок по всей стране, и встречи у прилавков магазинов и в библиотеках с писателями, с издателями, с книготорговцами. В городах в этот день происходило бы «великое шевеление» книжников всех мастей.
Пятым может стать День русского кино. Организованный по аналогии с театральным днем. Затем, наконец, придет черед русской живописи. И русской музыки. Череду таких дней не трудно продолжить. В общей последовательности можно провести и День народного творчества и фольклора с участием певческих и танцевальных коллективов.
День образования и просвещения (это ведь тоже – культура) мог бы быть отмечен в каждой школе сокращенным количеством уроков и торжественным актом, с вручением отличившимся в чем бы то ни было ученикам хороших книжных подарков. И еще, например, каждому школьнику могли бы быть вручены спонсорские чеки (скажем, на 7 Ls – такова сейчас средняя стоимость хорошей книги) на бесплатное приобретение до конца декады в книжных магазинах по новой книге. Спонсорами в этом случае, я думаю, без особых для себя потерь, могли бы выступить наши банкиры. Представляю, сколько детей благодаря этому, наконец, заглянули бы — впервые в жизни — в книжный магазин.
Особенно важно во всем этом, чтобы праздничные мероприятия организовывались не сверху, а по инициативе и с полным финансовым участием, т. е. за счет самих коммерческих и некоммерческих структур. (Обязательно с хорошо продуманной системой «спонсорских цен»). Ну, а чтобы все участники были в этом заинтересованы, инициативная группа могла бы провести переговоры с фискальными органами об освобождении от налогов всех и каждого, кто засветится в праздничных мероприятиях своим участием.
Примерно такими я вижу эти Русские дни. Или, скажу по-другому, только будучи такими Русские дни или Дни русской культуры смогут по-настоящему заинтересовать меня лично. И, я думаю, огромное количество наших русских тоже. И, пожалуй, даже не только русских, но и латышей. Потому что это будет уже настоящий праздник, а не просто еще одна восстановленная традиция. Да и чего скрывать, мы живем в мире потребления. Каждому сегодня хочется праздника души, а в потребительском обществе способ его сделать — один: запустить «льготные цены». Это хороший крючок, чтобы любого обывателя, хоть на несколько дней,— а, может, и надолго — приобщить к русской культуре.
G. G. 2012-2017