РУССКИЙ МИР И РУССКИЕ СМИ
(К дискуссии в ж-ле «Балтийский мир»)
Русские СМИ перестали способствовать сплочению русскочитающих во всей русской диаспоре и в балтийской, в частности, тоже, почти сразу после того, как их начали называть средствами массовой информации. Это перестало входить в круг их задач. Я подозреваю, что и называть их стали такой аббревиатурой специально для того, чтобы газеты перестали восприниматься как «руководящие органы», как средства сплачивания людей. Чтобы их роль строго ограничивалась распространением информации и не более того.
По большому счету это было сделано определенными политическими силами именно для разобщения людей, для раздробления на части любых сплоченных сообществ. Современный мир вообще ориентирован не на сплочение, а на расчленение, на разъединение и раздробленность. Парадокс, но именно это является главным условием его успешной глобализации.
В конце 80-х и начале 90-х гг. русские СМИ превратились в разобщающий фактор общественной жизни в результате утраты доверия к печатному слову и уважения к журналистам и журналистике как таковой. О каком уважении и доверии могла идти речь, если СМИ тогда взяли за моду обо всем говорить отстраненно, «с холодным носом», да еще выбирая исключительно ту информацию, которая пожирней да поскандальней.
И это еще полбеды. На самом деле все гораздо серьезней. Отказавшись от аналитики и формирования общественного сознания, и, следовательно, от публицистики, газеты за два последних десятилетия продемонстрировали свою полную неспособность оперативно и своевременно информировать читателей о происходящем в мире. Как средства информации они постоянно отстают от радио, телевидения и тем более интернета. Некоторые из них уже скатились из пространства бумажных изданий в интернет, где сразу исчезли из виду.
Кроме того, уважение и доверие к СМИ буквально рухнули сразу после того, как они заменили объединяющую идею коллективного социального равноправия и справедливости на приверженность разобщающей идее личной свободы и обогащения. Что бы там ни было, именно СМИ раньше считались могущественней любых других структур, и вступали в борьбу за справедливость и за права человека и, главное, умели побеждать в этой борьбе. За что им и оказывался общественный респект. Теперь они в общественной жизни играют совершенно иную роль.
Ну и, наконец, СМИ поддались на провокацию крайне правых либералов, усматривающих в культуре с ее моральными ценностями и традициями своего главного врага, душителя свободы, и перестали быть рупором и распространителем культуры. В газетах и журналах ей был придан статус нищей приживалки. СМИ стремительно вульгаризировались, а все былое культурное пространство в них превращено в дополнительную площадь для [текстовой] рекламы.
Вместе с этим рухнула и культура издания СМИ в целом. Результат известен. Уровень журналистики резко снизился. Журналистика сегодня деморализована, она пожелтела и утратила влияние. Больше того, растеряв весь свой профессионализм, русские СМИ в Латвии панически боятся и не желают считаться влиятельными. Они и задачу ставят перед собой другую: не влиять, а развлекать. На сегодняшний день в Латвии не осталось русских бумажных СМИ, в частности, газет, которые не были бы в той или иной степени тронуты желтизной.
Что такое желтые СМИ? Это СМИ, которые способствуют снижению уровня читательского самосознания и препятствуют самоорганизации гражданского общества. Признаки желтой прессы в Латвии следующие. Обнаженка на первых полосах и близкие к ней снимки. Анекдоты там же и афоризмы. Гороскопы. Умышленно заниженная культура языка с элементами уголовной лексики. Отказ от аналитики. Замена информации о событиях сообщениями о происшествиях. Повышенный удельный вес рекламы. И наконец, обилие развлекательного материала в виде перепечаток статей из других источников о частной жизни звезд массовой культуры и прочих псевдо познавательных материалов самой разной тематики.
Русские газеты стали широко печатать материалы, никакого отношения к газетному делу и тем более к ежедневным СМИ не имеющие. Проблем социального характера и тем более «русских проблем» они по возможности стараются не касаться. Цели и задачи русских газет в Латвии сводятся не к тому, чтобы сплотить русских читателей, а лишь удержаться их при себе, чтобы не снизить покупаемость газет. Таким образом, из средств массовой информации они уже превратились в своеобразные ежедневники для всякого мусора. В результате прежняя функция прессы, заключавшаяся в просвещении и сплочении массового читателя, свелась к естественной функции СМИ — к оболваниванию читателей и их разобщению. Читатель это чувствует и соответственно к ним относится.
Есть ли будущее у русских газет в Латвии? Произойдет, очевидно, одно из двух. Либо они уйдут в интернет, либо начнут сокращать количество полос с тем, чтобы повысить их качество и профессионализм своих авторов. Газеты должны стать тоньше и злободневней. Иначе им придется уйти в интернет, а там они быстро растворятся в море всевозможных информационно-аналитических источников и прекратят свое существование.
Почему? Получается, что только потому, что они не хотят «пристегнуться» к Русскому миру и отвечать его потребностям. Считается, что их функции сегодня другие, чем были двадцать или тридцать лет назад. Может быть, функции, действительно, изменились, и сплочению Русского мира они служить не должны. Но тогда эти функции гибельны, как недолговечна и гибельна любая коммерческая структура.
G. G. 2012-2017