ПРОЙДУТ И НАШИ ВРЕМЕНА
Нынешний год в Латвии объявлен годом чтения. Несмотря на то, что с таким предложением уже несколько лет выступали русские СМИ, инициативу проявили латыши. Но какая разница, главное, чтобы обратили внимание на ситуацию, сложившуюся в книжном мире и конкретно с чтением художественной литературы.
Ситуация, прямо скажем, аховая. Недавно среди молодежи был проведен опрос о том, как сегодня читают Стендаля? Одновременно в связи с юбилеем Чехова наш Русский театр поспрашивал на улице молодых людей, нравится ли им Чехов? Результат был ошеломляющий. Большинство респондентов задавали встречный вопрос – кто такой Стендаль? Чехов – это кто?..
Но удивляться здесь нечему. Незнание литературы в Латвии имеет всем известные причины. У нас давно поставили крест на пропаганде чтения. Как нарочно делается все, чтобы отвратить молодежь от книги. Проводится жесткая оптимизация библиотек — их закрывают, а книги свозят в хранилище центральной городской. За один только прошлый год были ликвидированы четыре городских библиотеки. Читать книги негде.
Покупать тоже становится все трудней — растут цены. А не дай бог, они где-нибудь начнут снижаться, бизнес сразу заходится криком, что это лишает его честно заработанной прибыли.
Так, в связи с упавшим спросом на художественную литературу, в некоторых книжных стали открываться аутлеты. Книги выставлялись по самой доступной цене. Иногда чуть ли ни за лат штука. Но тут же с отповедью выступила председатель ассоциации книготорговцев Инара Белинка. Вот что она сказала «Часу»: «Я к этому отношусь отрицательно. Чтобы получить хоть какие-то деньги, торговцы стали продавать книги, например, по лату. Но такая цена даже не покрывает расходы на печатание книги. Покупатели, конечно, этому обрадовались, но я считаю, что это начинание подрывает отрасль и вводит читателей в заблуждение. Хорошо изданная книга не может стоить дешево. Времена, когда книжную продукцию дотировало государство, давно прошли».
Да, эти времена прошли. Но разве было что-то плохое в том, что государство на протяжении полувека находило возможность издавать недорогие книги? Этим поощрялось чтение, благодаря чему удалось сравнительно за короткий срок ликвидировать безграмотность и добиться всеобщего образования.
Сделать это удалось как раз потому, что на первое место ставились интересы не издателей и книготорговцев, как происходит сейчас, а покупателей и читателей. И потом — что значит дотировать книжную продукцию? Это близорукий, зашоренный интересами бизнеса подход. Дотировалась не книжная продукция, а нечто гораздо большее. В общегосударственном масштабе финансировалось все книжное дело. Включая деятельность издательств, писательских организаций и библиотек.
Делалось это, конечно, совсем не для того, чтобы дать кому-то заработать. Пора уже подняться выше забот частного бизнеса и посмотреть на ситуацию в книжном мире с точки зрения проблемы повышения культурного и общеобразовательного уровня нынешнего общества. Кроме того, говорить о книжном деле только как о бизнесе вообще нелепо. Это как если бы акушерка, принимая роды, заботилась только о том, чтобы ей за это больше заплатили. Человек рождается — при чем тут бизнес! То же самое с книгами: человек читающий как бы рождается еще раз, в новом качестве. А вы — про бизнес!
Но даже если так, это бизнес совсем иного рода. И думать здесь надо не столько о прибыли, сколько о том, чтобы книги были доступны людям с любым уровнем доходов.
Это замечательно, что стали появляться книжные аутлеты. Книги вообще должны стоить дешево. Независимо от того, как они изданы.
Кстати, что имела в виду Инара Белинка, говоря, что «хорошо изданная книга не может стоить дешево»? Товарный вид или что-то другое? Дорого может стоить только раритетное, коллекционное издание. Что касается качества современных книг, оно оставляет желать лучшего. Книги непрочно сшиты, бумага плохая, обложки из некрепкого картона с глянцем. В советское время они издавались лучше.
Кроме того, хорошо изданная книга – это не только прочность и внешний лоск, но и наличие предисловия или послесловия, комментариев или примечаний, дополнительного справочного аппарата. Сегодня книги редко отвечают этим требования. Так что, перефразируя сказанное Белинкой, они наоборот не могут стоить дорого. И в любом случае должны быть по карману тем, для кого издаются. Кстати, не просто потому, чтобы каждый мог их себе купить, но и для блага самого государства. В его интересах, чтобы население как можно больше читало и было благодаря этому грамотным и образованным.
И наконец, последнее. О какой сверхприбыли в книжном бизнесе может идти речь, если автору книги сегодня платят гроши? Или здесь умышленно все устроено так, чтобы наживаться за счет автора? Ведь получается, что причитающиеся ему деньги кладут себе в карман издатель и книготорговец. Неужели только потому, что писательский труд бизнесом не считается? Но если так, правильно ли называть бизнесом все, что связано с продвижением книги к читателю?
G. G. 2012-2017