ЧИТАЙ СМОЛОДУ
Я задумался, зачем я читаю книги? Для пользы? Для дела? А гуляю, курю, сплю или, в конце концов – работаю? И пришел к выводу: чтение дает радость. Как все остальное в жизни, если делается по-настоящему. Ученые недавно установили, если работа не в радость, она успеха не приносит.
Так и с книгами: кто от них радости не испытывает, книг не читает. А зарождается это чувство в раннем детстве. Потому, чем раньше начинаешь читать, тем лучше.
Впрочем, даже не это главное, почему детей надо приучать к книгам. Книги обладают чудесным свойством. Читая их, мы как бы выходим за пределы своих орбит. Мы переносимся в другие миры, открываем новые чувства и способности. Начитанный человек считается развитым не потому, что больше знает. Он умеет жить одновременно в нескольких мирах, у него в запасе больше орбит существования. Зачем, кстати, издается так много переводных книг? Потому что читая их, становишься человеком мира.
Но и это еще не все. Родители часто жалуются, что дети от них отчуждаются. Что они их не слушаются их. Что отец с матерью и остальные близкие перестают быть для детей авторитетами. Так вот оказывается,— и это тоже установили ученые,— ничто так не сближает взрослых и детей, как чтение вслух. Надо как можно раньше начинать читать детям книги и делать это регулярно. Ребенок привыкает прислушиваться к взрослому, задает вопросы, получает на них ответы. Так у него вырабатывается уважение к старшим, желание узнать их мнение и прислушаться к нему.
Важно, чтобы в раннем возрасте, у ребенка преобладали детские книги отечественных авторов. Это прививает чувство любви к отечеству, к родному языку, расширяет запас слов, развивает интуитивное понимание основных архетипов и традиций. А переводные детские книги с раннего возраста позволяют ребенку понять, как широк окружающий его мир и как прекрасен человек. Ребенок, получивший с раннего детства представление о том, что наш мир не ограничивается четырьмя стенами, вырастет добрым, приветливым и вряд ли станет националистом.
Очень важно чередовать для детей стихи и прозу. Проза развивает мышление ребенка, склонность к самоидентификации, к свободе выбора. Поэзия учит мыслить образно и афористично. Детские сказки организуют систему чувств, эмоциональное восприятие и фантазию ребенка.
Так что от книг отмахиваться не надо. Наша беда сегодня в том, что ограничив «книжное воспитание» и позволяя ребенку часами просиживать за компьютерными играми, путешествовать с сайта на сайт, мы практически своими руками убиваем в нем простые человеческие чувства. Он очень рано отвернется от вас, отделится и станет жить не просто самостоятельной, но и отдельной жизнью, в которой для вас не будет места. И тогда уже вы никакими силами его себе не вернете. У него исчезнет, так и не развившись по-настоящему, желание не то, что общаться с людьми, но в первую очередь пропадет потребность общения с родными.
Не случайно в русских семьях, как, впрочем, в благопристойных и просвещенных домах всего мира, раньше, да и сейчас тоже, была развита традиция семейного, коллективного чтения книг вслух – не для детей, но и среди взрослых. Это очень мощный инструмент общения. Почему старики и люди, прикованные к постели, так любят, чтобы им читали вслух? Для них это способ общения. Зачем школьникам задают учить стихи наизусть, а потом заставляют читать их перед классом? Это, конечно, развивает память и устную речь, но главное – приучает внимательно вслушиваться в речь своего сверстника, а его самого – завладевать вниманием класса.
Все это – формы общения, развивающие в человеке с раннего детства навыки общежития, то есть способы коммуникации с окружающими людьми. Давая друзьям «почитать книжку», ребенок на самом деле включает коммуникационные механизмы, расширяющие его собственный мир и позволяющие ему интеллектуально общаться с интересными ему сверстниками. Книга – это универсальный инструмент, с помощью которого расширяется наша сфера жизни. Не дай бог человеку отучиться читать. Зверем он, может быть, не станет, но в животное превратится быстро.
G. G. 2012-2017