БЫЛА ЖАРА…
В жару хорошо играть в шахматы. С компьютером. Тихо поругиваясь, когда зевнешь очередную фигуру. А вот читать не хочется. Интересно, почему?
Чтение, наверное, требует совсем иного внимания. Всепоглощающего. И умения сконцентрироваться. Весь уходишь в книгу.
Что наш мозг воспринимает, когда мы играем в шахматы? Логику игры. Логику движения фигур, имеющих разные функции. Шахматы относятся к логическим играм.
Может быть, это простейшее чудо из множества чудес, на которые способен наш мозг? Испытывать чувство радости или удовлетворения, когда выигрываешь, или досаду от проигрыша?
Глядя на картину или на живой пейзаж, мы используем мозг иначе. Зрительная информация преобразуется в эстетическое чувство. У нормального человека. Причем наиболее сильное вызывает картина, особым образом организованная живописцем. Живая природа действует на нас также, но слабей. Если, конечно, не воспринимать лес как своего рода скопище пиломатериалов.
Здесь все зависит от мастерства интерпретации. Шахматы – игра логическая. Искусство – это тоже игра, но интерпретационная. Для зрителя. Театр, живопись, архитектура – как глубоко мы их воспринимаем, зависит от того, насколько мы искусны в интерпретации.
Этот же навык помогает нам и общаться друг с другом. Хорошее отношение к человеку зависит от того, как глубоко мы его чувствуем, как воспринимаем его поступки. Чем лучше мы натренированы в интерпретации, тем легче нам в отношениях с окружающими людьми и тем проще мы приноравливаемся к окружающему миру.
Музыку мы воспринимаем слухом, живопись – глазами, книжный текст – тоже глазами. Но что же мы интерпретируем, когда читаем? Ведь не значки же и всякие закорючки. Получается, что интерпретация вообще происходит не на уровне красок, звуков, форм или, например, слов при чтении. Слово – оно и есть слово как значение буквенных сочетаний.
А что мы интерпретируем, общаясь с человеком, с животными, с природой?
Смыслы, возникающие при сочетании разных элементов. Мы имеем дело со смыслами, рожденными красками, звуками, движениями, словами. Каждый по-своему истолковывает эту информацию, комбинирует, как вычислительная машина, и по-своему ее понимает. Но это еще не интерпретация. Иначе сколько человек прочло бы книгу, столько было бы и совершенно разных впечатлений.
Интерпретация – это что-то более сложное. В интерпретации важно еще что-то другое, общепринятое для всех. Как правила игры в игре. Может быть, логика? Логика поведения или логика мышления? Человеческий опыт. Это лучше назвать опытом – это память о том, как должно быть и как быть не должно. Еще это называется общечеловеческими ценностями. С ними мы соотносим свои личные впечатления. Для одних это ценности этические, для других — житейские. В итоге у нас обычно обо всем существует не множество мнений и не одно, а, как правило, два. Как за и против. Положительное и отрицательное. Это уже интерпретация; очень не простая вещь.
Сложней всего использовать искусство интерпретации, когда читаешь. Вот тут и оттачивается по-настоящему эта способность. Особенно при чтении стихов и прозы.
Кошка, глядя на картину, может быть, различает цвета или формы, или что-то еще. Собака совершенно точно различает действия, например, движения руки – встать, лечь. Не знаю, как у них со смыслами, но что они не видят разницы между буквенными сочетаниями – это точно.
Человек мало, что эти сочетания различает, он еще и удовольствие от чтения получает. Правда, когда на градуснике за тридцать, читать уже не хочется.
Жара! Только это и вертится в голове. Что тут интерпретировать? Хоть бы они уже свой коллайдер отключили, может, тогда похолодает? А выигрывать у компьютера приятно.
G. G. 2012-2017