МЫШКА БЕЖАЛА, ХВОСТОМ МАХНУЛА…
Галина Полищук баллотируется в Сейм нового созыва. Зачем ей это надо? Я все ждал, что получив помещение для своего театра, она объявит о выходе из предвыборной гонки. Полищук – прекрасный режиссер, она ставит необычные спектакли, но что она может делать в Сейме, я не представляю.
Кроме того, есть риск, что если ее прокатят, она лишится всех бонусов, полученных за время работы на театральном поприще. Набирать их придется заново, а это не просто. Но Полищук рвется в политику одержимо. Я даже вижу в этом некоторую иронию судьбы, как во всей ее театральной карьере. И не я один.
Ей всегда везло на сцене, как никому из наших режиссеров. Начав работать режиссером в самом модном театре – у Херманиса в Новом Рижском,- она вскоре перешла в самый престижный в Латвии — в Национальный театр. Получила даже в свое распоряжение малую сцену. Но и тут махнула хвостом и открыла свой собственный частный театр в самом центре города. Правда, в подвальном помещении. Но зритель шел к ней косяком.
Потом случилась совершенно хамская вещь. Министр культуры, не знаю уж почему, волюнтаристски лишил театр его ежегодной дотации. Говорят, для экономии средств. Но шестьсот тысяч лат в месяц – это крохи, и закрывать из-за них популярный у зрителя театр и в своем роде культурную достопримечательность города просто смешно.
В итоге по иронии судьбы режиссер самого маленького и, между прочим, единственного у нас частного театра стал самым популярным режиссером в Латвии. К тому же Полищук — единственный в Латвии русский режиссер, который занимается постановкой латышских спектаклей. В государстве, считающем интеграционную политику приоритетной, такого мастера сцены надо носить на руках, холить и ублажать, в не резать на корню его дело.
Случившееся поразило всех и не оставило равнодушными даже людей, которые до того знать ничего не знали о «Театральной обсерватории». Грешным делом, я даже думал, ну, сейчас люди театра покажут, на что они способны — выйдут на улицу и устроят хотя бы пикет…
Но ничего не произошло. У нас не умеют протестовать. Закрой хоть все театры сразу, никто не пошевелится. И тогда режиссер, что называется с горя, сам пошел в политику. Полищук стала членом политобъединения «За лучшую Латвию» и решила баллотироваться в Сейм.
У нас ходили в депутатах писатели, поэты, актеры, журналисты, учителя и даже сразу два композитора. Кстати, ничего особенного на благо страны и государства они сделать не сумели. Но чтобы в Сейм баллотировался театральный режиссер, это нонсенс. Он только потеряет квалификацию, а толку в парламенте от него будет мало. Так уж режиссер устроен, он постоянно думает только о своих спектаклях.
Резче всех по этому поводу высказался Херманис. Принципиальный оппозиционер, на духу не переносящий политическую элиту страны, он назвал это проституцией. «Продажность в нашем государстве всегда была в чести,» — заявил он в «Диене». Наверное, сказано слишком сильно, но Херманиса можно понять. Только я адресовал бы это не самой Полищук, а системе, которая чуть что толкает у нас всех и каждого буквально на панель.
Что касается депутатского мандата, я не верю, что мы увидим Полищук в парламенте. Она – человек творческий, импульсивный. Спертый воздух латышского Сейма ей не вынести, даже если ее туда изберут. Но вряд ли это произойдет. Во-первых, мало кто воспринимает объединение ЗЛЛ всерьез — уж больно разношерстная публика там собралась. Эти люди и на улице никогда рядом не будут стоять, куда ж им государством вместе управлять? Отсев кандидатов будет огромен.
Во-вторых, Полищук свою программу-максимум уже выполнила – ее театр спасен. Зачем ей в Сейм? С подножки набирающего скорость поезда всегда можно соскочить.
Ну и, наконец, избиратель у нас тоже не совсем лопух. Надо думать, он понимает, что в Сейме нужны не дилетанты, а профессионалы. Кандидатуру Полищук забаллотируют, и это будет правильно. Нам нужен сильный режиссер, а не слабый депутат. Галина Полищук, как бы к ее спектаклям мы ни относились, у нас одна единственная. Не хотелось бы, чтоб она стала одной из ста.
G. G. 2012-2017