ЗАКРОЕМ ТЕМУ
Ценности даны человеку природой. Или богом
Немало копий сломано вокруг проблемы смены вех и смены ценностей. И лишь теперь, когда тема для дискуссии о христианских ценностях на 24-х Чтениях Гуманитарного семинара оказалась чересчур уж заостренной, наконец-то приоткрылась истина.
О каком постхристианстве можно говорить, если христианская эпоха не закончилась? Христианская церковь жива и половина человечества продолжает исповедовать христианские ценности. Даже американцы с своей двойной моралью, прагматизмом и вечной риторикой о демократии и либерализме по- прежнему ходят в церковь и, похоже, с гораздо большим усердием чем европейцы.
Правда, что-то такое твердят о новых ценностях либералы. Но не случайно на семинаре прозвучала мысль, что это всего лишь демагогия и ничего больше. Потому что никто не может сказать, где они записаны. А на нет и суда нет. Скорей всего разговоры о новых ценностях есть ничто иное, как стремление отречься от старых ради ничем неограниченной личной свободы человека.
Чтобы убедиться в этом, будем рассуждать от печки. Начнем с определения что мы подразумеваем, говоря о ценностях. В любом словаре можно прочесть, что это – общезначимые принципы, определяющие направленность всей человеческой деятельности и мотивацию любых человеческих поступков. Уточним еще раз, что речь идет не о чем-то осязаемом, материальном, но о понятиях. Они связаны с нашими представлениями об идеально развитом обществе, т. е. таком, которое максимально отличается от животного мира.
Можно называть эти ценности нравственными, моральными, духовными или общечеловеческими. Все они почерпнуты из Библии. Но так как исповедуются они и верующими, и неверующими, то считать их принято не библейскими, а христианскими. Что означает простую вещь — они происходят от философского умонастроения, называемого христианским гуманизмом. (Не путать с гуманизмом или с гуманностью. Христианский гуманизм — это всего лишь круг секуляризованных христианских заповедей и понятий гуманитарного толка, которых традиционно придерживаются люди, воспитанные на образцах христианской культуры).
Можно ли в противовес им назвать какие-то ценности либеральными? По-видимому, нет. Либералам хочется считать своими ценностями деньги, успех, престиж, достаток, наконец, свободу, права человека… Но соответствует ли это принципам, направляющим деятельность человека на благо общества людей? Мне кажется, нет. Это всего лишь социально-экономические понятия и ничего более. Деньги – вообще материальная ценность. Да, мы хотим, чтобы их было у нас больше, и что с того? Ведь все это никак не связано с представлениями человека о совершенном разуме, отличающем его от животного. Скорей, наоборот, это все в известной степени способствует его возвращению к животному состоянию.
Никогда не забуду как выглядел один наш банкир с пачкой только что завезенных в Латвию евро. Он держал ее в мелко трясущихся от вожделения руках и напоминал собаку, смотрящую на сладкую кость, которую собирается бросить ей хозяин. О каком человеческом превосходстве над животным тут может идти речь, если деньги не возвышают человека, а делают мельче и зависимей?
Недаром либералы тире демократы предпочитают жить по законам, а не по понятиям. Понятия – о зле, добре, любви, чести, долге, преданности и о многом другом – не представляют для них практической пользы. Только закон, считают они, должен отличать человека от животного. Тем самым они примитивизируют внутренний мир человека и при каждом удобном случае объявляют традиционные человеческие ценности предрассудками, пережитками, подвергая их осмеянию.
И что же это означает? Лишь то, что либералы отказываются от традиционных ценностей. Так что замены тут никакой не произошло, не происходит и не может произойти. Такова природа человека, что ценности у него могут быть только те, которые даны ему природой. Или Богом. Заменить их человек не властен. Кишка тонка. Отказаться от них — может. Как, например, если ему взбредет вдруг в голову отказаться от ног, рук, глаз… Но ведь тогда он из человека начнет превращаться в кого-то другого. Ему это надо?
G. G. 2012-2017