ИСТОРИИ СЛУШАТЬ И КНИЖКИ ЧИТАТЬ
Если меня спросят, какую передачу нашего русского радио я слушаю охотней всего, я, не задумываясь, отвечу – «Когда ты дома». Это детская передача. Она звучит каждую субботу по утрам в 10.05 на радио «Домская площадь». Более удачных у нас нет ни на русском радио, ни на русском телевидении.
В принципе ничего уникального в ней, конечно, нет. Таких передач для детей в советское время было не мало, причем одна лучше другой. Слушать ее интересно, потому что это в своем роде театр у микрофона. Ее делают два наших замечательных актера Рижского Русского и Рижского Молодежного театров Наталья Щеглова и Вадим Гроссман. Они ее ведущие и авторы, и создатели. Оба виртуозы своего дела. Иногда они привлекают кого-нибудь еще – в записи, но чаще все делают сами, искусно создавая полифонию голосов, варьируя, как я понимаю, свой дуэт так и этак с помощью специальной аудио техники.
Читать в лицах у них получается замечательно. Но чтение не самое главное. В передаче много музыки, пения и много чего другого.
Каждая передача обрамляется интересной темой. Например, о счастье. Или про героизм. Одна из них была о том, что такое пессимизм и что такое оптимизм. Живо, весело и умно детям младшего школьного возраста дают понять психологический и даже социальный смысл таких понятий. Что замечательно, кроме взрослых в этом сюжете участвуют и сами дети.
Ведущие приходят в школу и проводят среди учеников блиц-опрос на заданную тему. Ответы принимаются любые. Потом их варьируют в такой последовательности, что получается – дети сами приходят к пониманию, что это такое. Казалось бы, эка невидаль! Но не все так просто.
Любая передача требует от ведущих не только умения мастерски продемонстрировать свои артистические или вокальные способности. Я думаю, оба они перелопатили немало книг по детской и не только детской психологии, отчего их сюжеты получаются эффектными и запоминающимися. Ведь эта передача — не только развлекательная. Что, кстати, тоже непросто – суметь заинтриговать маленького слушателя и приучить, чтобы каждую субботу ему самому хотелось бы включить радио и битый час просидеть у приемника. «Когда ты дома» — передача познавательная. А это сегодня очень трудно — сделать так, чтобы школьник пожелал узнать что-то новое да еще придумал бы свой ответ на задаваемые вопросы. А ведь придумывают, и отвечают.
В блиц-опросе радиослушатели участие не принимают. Тут разговор ведется только перед микрофоном. В конце концов, это тоже искусство — построить десятиминутный разговор с несколькими малолетними участниками одновременно так, чтобы он вывел на желаемый результат. Да и не всегда все получается, как задумано. Дети сегодня не очень продвинутые, чтобы самостоятельно разобраться во всех тонкостях пессимизма или оптимизма и уж тем более, чтобы сходу правильно ответить, например, на вопрос, что такое Адвент или в чем заключается таинство Рождества. Не в каждой семье такие вещи обсуждаются, да и в школе – тоже. В таких случаях подключается тяжелая артиллерия. В передачу включается, например, какой-нибудь рассказ, и с его помощью все расставляется по полочкам.
А самим радиослушателям предлагается отвечать по телефону на вопросы-загадки попроще и покороче. Например, почему пароход плывет? Или где столбом вода стоит? Тоже бывает умора. Слушаешь и удивляешься, как все-таки своеобразно работает детский ум. Бывает, на, казалось бы, простейший вопрос приходит до десяти и больше совершенно неожиданных, но по сути правильных ответов.
Передачу всегда завершает какой-нибудь детский рассказ или хорошие детские стихи – от Остера до Михалкова, Маршака или Чуковского. Так дети узнают первые литературные имена. Например, кто такой Эдуард Успенский. И запоминают их.
А читает художественные тексты совершенно великолепно Вадим Гроссман. Проникновенно, тепло, эмоционально. Замечательный чтец. Он мог бы блестяще читать и взрослую прозу. Жаль, что на той же «Домской площади» его не используют в «Книгочее». После отъезда из Риги Михаила Боровкова, у нас хороших чтецов не осталось. Только вот — Гроссман.
G. G. 2012-2017