А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…
Российское креативно мыслящее сообщество – писатели и учителя, вузовские преподаватели и ученые-гуманитарии – озаботились вопросом, можно ли русским вернуть статус самой читающей нации в мире и что для этого надо сделать?
Мнения разделились. Одних эта проблема воодушевила, другие поспешили от нее откреститься. Они заявили, что это не только невозможно, но и не нужно.
Последнее можно было бы счесть печальным фактом, если бы он не оказался очень уж смешным. Противники чтения,- люди, кстати говоря, тоже образованные и начитанные,- утверждают, что книга не только не полезна, но в некотором смысле даже вредна. Чтение, дескать, отнимает у человека слишком много времени. Лучше пусть он расходует свое его на увлекательные путешествия… Нет, не по свету, как вы, успели, наверное, подумать, а всего лишь по нашим замечательным торговым центрам и многочисленным супермаркетам. Чтобы там он «с чувством, с толком, с расстановкой» мог потратить свои честно заработанные деньги, сделав радующие душу покупки. И тем самым исполнить святой долг любого члена нынешнего демократического общества – поучаствовать в создании всех необходимых предпосылок для того, чтобы деловые люди получили с этого хорошую выручку и сверхприбыль.
Ну, что тут скажешь! Сколько цинизма надо иметь, чтобы вот так откровенно заявить все это открытым текстом. Даже язык не поворачивается назвать имя высказавшего это гениальное соображение учителя-естественника одной из русских школ.
Можно было бы, конечно, воспринять это как своеобразный прикол, но ведь он не одинок. Вот еще одно похожее высказывание, кстати, тоже человека думающего, психолога Екатерины Сильченковой: «Чтобы страна снова стала читающей, надо лишить ее жителей Интернета, компьютерных игр, медиатехники, свободы зарубежных поездок, сократить число торговых и развлекательных центров… Тогда населению не останется ничего другого, как снова взяться за книжки. Но мне кажется, лучше пусть страна будет свободная, чем читающая».
Радует одно: так рассуждают сегодня уже не многие. Опрос о пользе чтения был проведен недавно «Литературной газетой». И сам по себе этот факт знаменателен. Он говорит о том, что русский человек, наконец, окстился и понял, что пора осадить духовный спад, как взбесившуюся лошадь. Что диктатура потребительства, наконец, захлебнулась в собственном дерме, и человек начинает понемногу возвращаться к книге.
Другое дело, что сделать это уже не так просто, как кажется. Очень трудно, например, когда поломаны все традиции массового чтения, вернуть к нему детей. И не только потому, что утрачены навыки чтения. Мы оказались в неожиданной ситуации — в школьных программах теперь необходимо менять не только подход к литературе, но и к изучению русского языка. Выясняется, что дети не хотят читать, скажем, классическую художественную литературу по одной простой причине. Как указала в анкете известная поэтесса и школьный учитель Инна Кабыш, «они не понимают слов, которые там написаны».
Впрочем, это не новость. Я в детстве тоже не все понимал, но тогда книги принято было издавать с хорошим справочно-вспомогательным аппаратом. Сейчас редко когда на странице увидишь даже простую пояснительную сноску.
По сути, как это было в 20-е и 30-е годы, сейчас тоже надо создавать специальные издательские программы, чтобы повысить в обществе статус книги. Между прочим, это не только русская проблема, но и общеевропейская. В старых странах Европы для ее решения уже делается не мало. Так, например, в Англии принята государственная программа совместного чтения детей и родителей.
Судя по опросу «Литгазеты», книжное чтение вслух – совсем не пустяк, а, пожалуй, главное, что надо делать, чтобы приучить ребенка к книге. Юрий Бондарев говорит: «Только интерес к литературе в семье прививает любовь к чтению». Художник Татьяна Корыгина: «Чем больше мы будем вместе с детьми читать, обсуждать, спорить, тем необходимее для них станет художественная литература». Андрей Битов: «Душой человек развивается в чтении. И чтение, конечно, необходимо в школьном возрасте». Фазиль Искандер: «Без книги людям грозит расчеловечивание. В этом я убежден».
А вот и несколько простейших советов, как привить ребенку интерес к книге. Читать детям на ночь. Водить их по книжным магазинам и ярмаркам. Приучать детей самих выбирать себе книги в библиотеках. Относиться к книге как к художественной ценности и бережно с ней обращаться.
Да и вообще, надо заметить, все это касается не только детей. Вслух читать можно и друзьям. Раньше, и сейчас во многих домах тоже принято семейное чтение, когда все собираются вместе и по кругу читают что-то вслух. Это сближает людей, укрепляет семейные отношения. Обязательно надо вслух читать больным старикам, когда они просят. И если не просят – тоже, потому что для них это один из способов общения.
Когда, наконец, чтение превратится у нас в навязчивую идею, вот тогда мы сможем сказать, что, действительно, опять становимся самыми читающими людьми в мире. Правда, протоиерей Михаил Ходанов, главный редактор журнала «Шестое чувство», считает, что для этого придется «дождаться пресыщения общества духом потребительства до эффекта «рвоты», что, впрочем, уже мало-помалу и происходит».
А пока что… Пока что положите под новогоднюю или рождественскую елочку своему чаду нарядно завернутую увлекательную книгу. Это хороший подарок. С Новым годом!
G. G. 2012-2017