Литература

Книжный топ.
ЛЕТНИЙ УЛЕТ
Обычно летом в мире книг затишье, а тут я глянул в книжный топ и поразился. Все пришло в движение.
Почти два года первую десятку самых покупаемых новинок держала мертвой хваткой американская дива Стефани Майер. Чуть ли не каждые четыре месяца у нее выходил новый роман о вампирах. И если раньше всех мальцов несколько лет подряд сводила с ума приключенческая эпопея о Гарри Потере, то теперь точно также юных и старых дев приводят в восторг романы «Сумерки», «Рассвет» «До рассвета» и прочие книги Майер. Все это барахло про амурные дела юных американок со смазливыми кровососами почему-то стало доходнейшим проектом. Миллионные тиражи книг, как пепел исландского вулкана, покрыли всю Европу, Америку, Россию. И вот, наконец, затишье. Молодой писательнице вампиры надоели, она намерена переквалифицироваться на фантастику.
Тем временем любители книг обратили внимание на более стоящую литературу. Парадокс в том, что объевшись вампирами, наш читатель отхолонулся и от прочих лидеров коммерческой литературы. Акунин, Гришковец, Коэльо, Лукьяненко как по команде вдруг тоже выпали из топа.
Их место заняли серьезные авторы. Из русских впереди идет, кстати, тоже не первый месяц, роман Людмилы Улицкой «Зеленый шатер». Книга о временах, когда рухнул культ Сталина и в России, как грибы после дождичка в четверг, один за другим стали появляться диссиденты. Они в изобилии прорастали, а их все норовили вырезать ножичком под корень разные собиратели грибов. Вот этот феномен охоты за диссидентами Улицкая и исследует. Любопытный роман.
За ним идут две книги мэтров советской литературы времен хрущевской оттепели и перестройки. Это дополненные мемуары Василия Аксенова «Таинственная страсть» и недавно написанный новый роман Анатолия Гладилина.
Что касается Аксенова, нынешний ажиотаж вокруг повторного издания его воспоминаний вызван тем, что к книге прибавился дополнительный том. Открылось целое дело о покушение на свободу слова. Оказывается поборники демократии и гласности в лице членов семьи Роберта Рождественского принудили автора в первом издании изъять огромное количество текста о поэте. И только теперь, уже после смерти Аксенова, удалось восстановить статус-кво, и крамольные воспоминания вышли без купюр.
Гладилин тоже отметился большим двухтомником. В первой книге — его старые повести и воспоминания, между прочим, удачно дополняющие аксеновские мемуары. А во второй – новый роман «Тень всадника». По-моему, он написан гораздо лучше всего, что мне приходилось читать в русской литературе за последние двадцать лет. Должно быть, сказался большой перерыв: работая на радио «Свобода», Гладилин к прозе не притрагивался. И еще очень заметно влияние западной литературы. Роман написан легко, умно, весело. Это поинтереснее шедевров Пелевина, Сорокина или Дмитрия Быкова.
С новой книгой Гладилина может соперничать только последний роман Дины Рубинной «Синдром Петрушки». Тоже настоящее пиршество прозы. Кроме того, ее книгу просто интересно читать, потому что она нас вводит в мало кому известную область мира русских кукольников-петрушечников. С их традициями, бесшабашностью и необычной культурой кукольного ремесла.
Из прежних фаворитов книжного рынка в летнем топе остался только авантюрный роман Виктора Пелевина «Ананасовая вода для прекрасной дамы». Пелевина не так просто сбить с дистанции по двум причинам. Во-первых, его роман завязан на криминальной интриге. А во-вторых, Пелевин уже много лет относится к тем авторам, которые, что ни напишут, всегда нарасхват. Даже если это не комильфо. Такая у них планида. Мне этот роман читать было не то, что не интересно (там проводится совершенно нелепая, из пальца высосанная идея внедрить мыслительную эманацию российского агента в личный мозг американского президента), но и физически неприятно. Словно меня насильно погружают в наркотическое состояние. Но людям это нравится. Его вычурный роман покупают, мне кажется, охотней, чем «Зеленый шатер» Улицкой. Но вот что любопытно. Как только тираж,— а у них тиражи громадные,— раскупается, интерес к этим авторам пропадает.
Но есть писатели, интерес к которым не иссякнет, похоже, никогда. Правда, обычно он держится на среднем уровне. А тут, что меня поразило, двое из них даже в топ попали. Это ж как всех достали вампиры американской дивы, если люди потянулись к классике.
Во-первых, речь о книге века (прошлого, разумеется) «Сто лет одиночества» Габриэля Маркеса. В последнее время это самая издаваемая на русском языке книга. Роман сочетает в себе фантастику, реальность, миф и сказку. Маркес пишет о любви и одиночестве, которые творят в забытом богом местечке Макондо совершеннейшие чудеса. Читаешь роман и не можешь оторваться, из него не хочется выходить. После вампиров Стефани Майер читатель, открыв «Сто лет одиночества», наверное, диву дается, насколько глубоко и основательно способна потрясти литература.
Другая книга летнего топа, тоже из классики, наоборот поражает своей легкостью – что-нибудь воздушней и поэтичнее в мировой прозе трудно себе представить. Это книга новелл «Слезинки в красном вине» Франсуазы Саган. Ею написано двадцать четыре романа и множество рассказов, которые давно знакомы русскому читателю. Но эти печатаются на русском впервые. Для женщин – настоящий клад.
А теперь, поговорив о литературных шедеврах и примкнувших к ним книгах, скажу два слова просто о чтиве интересном. В чем-то даже неожиданном.
Это авторы тоже известные, но из другой оперы. Популярная тележурналистка Жанна Агалакова, прожив несколько лет во Франции, написала своеобразный путеводитель «Все, что я знаю о Париже». Матвей Ганапольский тоже ударился в книгописание и издал свои путевые заметки – «Чао, Италия».
Третья книга вообще ни на что не похожа. Гламурный московский критик Лев Данилкин издал в серии ЖЗЛ своего рода цитатник. Называется «Юрий Гагарин». Автору надоело читать насквозь совковые юбилейные биографии о первом советском космонавте. Он взял и составил о нем биографию-коллаж из одних только цитат и фрагментов, подобранных в разных источниках. Без каких бы то ни было комментариев, чтобы читатель увидел, как противоречивы и запутанны сведенья о Гагарине. Листать эту необычную книгу очень интересно, но только листать. Чем-то она напоминает фотоальбом.
G. G. 2012-2017