Литература

ЗВЕРИНЫЙ ИНТЕРЕС ИНТЕЛЛЕКТУАЛА
Странные названия даются сегодня романам. Какие-то зоологические. Вот, например, одна за другой вышли две книги – «Лягушки» и «Медведки».
«Лягушек» написал общепризнанный и, может быть, единственный в своем роде живой классик современной русской литературы Владимир Орлов. Его «Альтиста Данилова» в свое время ставили в один ряд с «Мастером и Маргаритой» Булгакова. «Лягушки» — фантасмагорический философский роман о современной российской жизни. Правда, чтобы пробиться к его философской сути, надо заставить себя вчитаться. Преодолеть омерзительный пролог – картину, как поток автомобилей на междугородной трассе давит живую ленту из зеленых лягушек, пересекающую шоссе в своем шествии невесть куда. Постепенно начинаешь воспринимать это как аллегорию с русским исходом в ХХ1 век, но читать все равно неприятно. Немногие преодолеют искушение отложить книгу.
«Медведок» тоже ставят на пьедестал самых крупных литературных удач последнего десятилетия. Эти подземные насекомые, как и лягушки, представляют собой зрелище не из приятных. Но зато роман захватывает сразу. Его написала Мария Галина, еще не классик, но уже большой мастер прозы. Кроме того, она поэт, эссеист, критик и, между прочим, биолог. Даже кандидатскую защитила. И вообще, человек по-настоящему образованный, что в российской литературе встречается редко.
Мария Галина фигура очень интересная. Кроме науки, она серьезно увлекалась японским стихосложением хайку, теософией, научной фантастикой. Турбореалист. Не каждый даже знает, что это такое. Турбо в литературе – это описание реальности как жизни в состоянии перманентной катастрофы. На латинском turbo означает непрекращающееся вращение. Представьте, что вы смотрите в детский калейдоскоп, медленно вращая его. Яркие элементы складываются в занятные узоры, которые тут же разрушаются и сменяются другими. Нечто подобное происходит и в «Медведках». Главный герой романа занимается тем, что по заказу почему-либо не состоявшихся в жизни личностей придумывает им новые факты биографии и составляют для них целые жизнеописания. Оказывается, есть люди, которые, как змея сбрасывает кожу, могут «сбросить» свою прежнюю жизнь и поверить в новую биографию.
Турбореалисты придают сакральным смыслам главную роль в жизни. Они признают наличие потусторонних сил и считают естественным, даже неизбежным их вмешательство в нашу реальность. Судьба, рок, инфернальные сущности управляют человеком, и лишь его воля и интеллект позволяют ему подняться над звериным страхом перед жизнью и не чувствовать себя беспомощной щепкой в потоке времени. Таков лейтмотив турбо.
Мария Галина работает на стыке реализма с фантастической литературой. Это не значит, что фантастика у нее очевидна. Все обстоит наоборот. Если вы не поклонник фэнтези и научной фантастики, вы этого в «Медведках» даже не заметите. Но какие-то странные мистические вещи и кажущиеся случайными, но на самом деле совсем неслучайные совпадения в романе не только присутствуют, но и составляют его основу.
Вместо элементов фантастики в романе немало натурализма, усиленного характерным для бытовой прозы социально-психологическим языком. Это современная российская явь, жесткая реальность с знакомыми всем нам неразрешимыми проблемами капиталистической действительности. Какая уж там научная или ненаучная фантастика. Но, тем не менее, как мы иногда чувствуем на себе чей-то посторонний взгляд, так в прозе Галиной сквозь сложные хитросплетения обыденной реальности сквозит нечто загадочное и не познаваемое.
Герой романа, литератор-бизнесмен, занимающийся сочинением для клиентов новых биографий, однажды сам неожиданно становится жертвой своей изобретательности. Он оказывается действующим лицом придуманной им для кого-то истории. И выпутаться из нее ему уже не удается. В реальную жизнь простого обывателя причудливым образом вплетаются невероятные сюжеты из античных мифов и теософских преданий.
Галина делает это в «Медведках» искусно и ненавязчиво. За самыми обычными событиями у нее незаметно возникает совершенно сказочный фон. Этим «Медведки» напоминают знаменитый роман-психодраму Фаулза «Волхв». Недаром турбо еще называют интеллектуальной фантастикой. Правда, ничего несусветного с героями Галиной вроде бы не происходит. Но если приглядеться, в романе угадываются и подспудные течения, и второе дно, и омуты древних мифов, к которым оказываются причастны судьбы персонажей. Внешне они все живут обычной жизнью, но только внешне. На самом деле их судьбы и характеры постоянно меняются под влиянием малообъяснимых обстоятельств и невероятных совпадений.
Турбореализм – это ведь еще кроме всего прочего и способ мистического познания мира. Галина строит свой роман хитроумным способом. Вроде бы описываемые в нем совершенно реальные события ни к чему конкретному не приводят. Но это только так кажется тем, кто привык проглатывать книги как увлекательные триллеры.
«Медведки» тоже триллер, но с двойным дном. Прочтешь роман, и тут он начинает разворачиваться в памяти как сжатая пружина. Книга ведь заканчивается необычно – двумя приложениями. Одно написано как научный трактат на мифологическую тему, а второе в виде старого, случайно найденного частного письма. И тут уже все зависит не от автора, а от читателя. Сумеет ли он, и если сумеет, то как соотнесет эти приложения с текстом самого романа. Тоже в своем роде психодрама. Литературная игра. И рассчитана она на подготовленную публику, знакомую с мифологией, историей древнего мира и даже с эзотерикой и теософией. Для которой имена Гурджиев, Рерих, Блаватская и такие понятия как ноосфера, белое братство и прочие заковыристые слова – не пустой звук, а дорожные знаки, указующие, в какой закоулок собственного интеллекта читателю надо свернуть.
G. G. 2012-2017