Литература

ФРАНЦУЗЫ В ГОСТИ К НАМ…
Правда, не совсем к нам, а в Москву, но что к нам, в смысле к русским читателям и писателям, это точно. Во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы с участием французских писателей-детективщиков прошел большой коллоквиум «Детективный роман: от легкого чтива до интеллектуального ребуса».
В последнее время детективное чтиво стремительно ломает рамки жанра и завоевывает пространство серьезной литературы. Как этот процесс происходит и чем он вызван, об этом и шла речь на встрече французских и русских сочинителей детективных триллеров.
Одна из причин состоит в том, что число авторов детективов сегодня пополняется специалистами из самых разных научных областей. Детективный роман – это уже не просто полицейская история, которыми пробавляются Донцова, Маринина и иже с ними. Например, участник встречи французский писатель Франк Тилье, автор романов «Комната мертвых» и «Переломы», мало того, что по образованию специалист по новейшим изысканиям в области информатики и вычислительной техники, он еще немало времени уделяет психологии и психиатрии. На почве этой гремучей смеси, говорит он, и рождаются его популярные триллеры. Таких специалистов самых разных областей немало среди французских авторов, на досуге пишущих детективные книги.
Помимо триллеров детективный жанр имеет сегодня множество самых разных ответвлений. Специалист по теории современной литературы Сергей Чупрынин насчитал тридцать две разновидности детективных романов. Кроме чаще всего встречающихся исторических и социально-политических детективов, на прилавках книжных магазинов часто появляются иронические, интеллектуальные, дамские, фантастические, мистические, эротические и множество других.
Родившийся в Х1Х веке и долго существовавший в русле традиционной для того времени романтической прозы детективный роман, нынче как неуправляемая пиротехническая петадра мечется во все стороны и в общем-то занимает в книжном мире доминирующее положение. Так что не стоит думать, что это просто легкое развлекательное чтиво. Сегодня это самая востребованная и чаще других покупаемая литературная продукция. И если говорить о его воспитательной роли, то на встрече детективщиков вполне серьезно говорилось о том, что именно детективный роман как никакой другой сегодня оказывает сильное влияние на читателя. Дескать, он исследует зло, учит мужеству, развивает аналитическое мышление, приучает делать правильный выбор и т. д., и т. п.
Один из участников коллоквиума, начав перечислять известных авторов, отдавших дань детективной литературе, причислил сюда чуть ли ни всех более-менее знаменитых французских писателей. Список открыли братья Гонкуры, как оказалось, не брезговавшие этим жанром, а завершила его Франсуаза Саган. Один из Гонкуров в своей газете даже писал, что читать и сочинять детективы – это «не только увлекательно, но и имеет прямое отношение к научной литературе», т. к. в них глубоко и серьезно исследутся пороки общества.
В Х1Х веке и вначале ХХ детективные романы действительно было принято относить к «благородной» литературе, рассказывающей о социальных проблемах общества и писавшихся в духе критического реализма. Андре Жид, Пруст, Достоевский, Золя и многие другие почитаемые теперь мировые классики не редко обращались к методам детективного жанра. Они сумели поднять его достаточно высоко в литературной иерархии. И если бы не Конан Дойль, Агата Кристи и Жорж Сименон, мажет быть, детективный роман так и не опустился до уровня массовой литературы, до беллетристики и развлекательного чтива для мидл-класса.
Такое положение он занимает сегодня. Вину в этом участники коллоквиума приписывают телевидению. Как заметил тот же Франк Тивье: «В наше время произошла полная банализация насилия в средствах массовой информации. На ТВ и в Интернете преступления и насилие демонстрируются в таком объеме, что на них уже никто не обращает внимания. И это очень сильно скомпрометировало детективный роман как таковой».
Впрочем, такое положение вещей совсем не мешает детективному роману удерживать свои позиции «сложного жанра» и продолжать развиваться сразу в двух направлениях. Об этом в основном и шла речь на коллоквиуме. С одной стороны, отмечалось, что детектив продолжает претендовать на заметное место среди «благородной литературы». Современный детективный роман, как западный, так и русский, в большей степени, чем вся остальная беллетристика, «следует за реальной жизнью». Можно даже считать, что он возрождает старинные традиции критического реализма.
И одновременно многие критики рассматривают детективную литературу как самый развитой «род словесной промышленности». Детективный жанр поддерживает на плаву книгоиздание в целом. Детективные романы сегодня составляют наиболее покупаемую часть книжной продукции. Они делают план в книжной торговле и являются той спасительной соломинкой, которая помогает оставаться на плаву целым издательствам. Если книги даже таких модных писателей как Пелевин, Сорокин, Минаев издаются в среднем тиражом по 5—7 тысяч экземпляров, то тиражи детективных романов доходят до ста, ста пятидесяти и даже двухсот (Акунин, например) экземпляров.
Часть продукции детективного жанра сегодня составляет принципиально новую разновидность книг и называется «вокзальной литературой». Такое название пустили в ход бельгийские железнодорожники. Они придумали новый «детективный формат». Книги размером не больше сигаретной пачки рассчитаны на два часа чтения — ровно столько занимает средняя европейская поездка поездом. Стоят книжки примерно два с половиной евро. Раскупаются быстро и быстро печатаются. Так современный детектив «работает» за рамками литературы.
G. G. 2012-2017