Литература

ИЗБРАННЫЕ И ПРОДВИНУТЫЕ
Литературные премии потеряли свою привлекательность и если для кого-то представляют особый интерес, то исключительно для узкого круга номинантов и, естественно, для самих лауреатов. Из читающей публики мало кто даже знает, какие из них когда присуждаются.
Если раньше каждая писательская премия становилась событием общекультурного масштаба, теперь они превратились в тусовочный предмет зависти или маленькой радости для призеров. И, тем не менее, за отсутствием других ориентиров, каждая премия все еще продолжает выполнять функции своего рода лоцмана в необозримом мире книжных новинок.
Обольщаться, конечно, не стоит. Награжденные книги могут и не вызвать ни у кого особого интереса. Ведь какая сегодня ситуация в пространстве русской и особенно российской словесности? Заметных открытий за последние десять лет в литературе не произошло. Это тоже своего рода кризис. Или похмелье после набивших оскомину бесчинств постмодернизма. С другой стороны, сами литературные премии никто не отменял и на них из разных источников выделяются приличные деньги. Не отказываться же, особенно, если учесть, что писатели в России живут более чем скромно. Поэтому с премиями сложилась ситуация парадоксальная: коль нельзя выбрать лучших из лучших, вперед выдвигаются, мягко говоря, самые продвинутые из худших.
В начале июня был объявлен лауреат одной из самых известных российских премий «Национальный блестселлер`2011». Приз в размере 250 тысяч рублей достался Александру Терехову за роман «Немцы». Это уже пятый роман молодого автора, прославившегося в 2009 году скандальной книгой о сталинских сатрапах «Каменный мост». За него Терехов получил премию «Большая книга».
Если «Каменный мост» — это помпезный роман-расследование с детективным замахом и какой-никакой криминальной интригой, то в «Немцах» речь идет о самой что ни наесть нынешней российской современности. Критики называют «Немцев» остро сатирической прозой, выдержанной чуть ли ни в традициях Салтыкова-Щедрина.
Сам автор говорит о своем детище как о фельетонном романе. Жанр в русской литературе почти реликтовый и встречающийся крайне редко. Потому, надо думать, «Немцев» и отметили премией. За него проголосовали крайне модный сегодня писатель Захар Прилепин, левый журналист и общественный деятель Дмитрий Ольшанский, феминистка, выступающая против гендерной цензуры Женя Отто и музыкальный критик Артемий Троицкий.
Разобравшись с «Нацбестом», литературная тусовка переключилась на самый лакомный пирог года – на крупнейшую национальную премию «Большая книга». Между прочим, по величине призового фонда занимающую второе место в мире – это 6,1 миллиона рублей.
Объявлен уже список финалистов. В шорт-лист вошли четырнадцать прозаических книг самых разных жанров. Здесь есть, где развернуться: будут объявлены три главных лауреата (первая, вторая, третья премии), обладатель специального приза «За вклад в литературу» и победитель читательских симпатий.
Вот они, претенденты. Романы Марины Степановой «Женщины Лазаря», Андрея Рубанова «Стыдные подвиги», Марии Галиной «Медведки», Владимира Губайловского «Учитель цинизма», Даниила Гранина «Мой лейтенант…», Андрея Дмитриева «Крестьянин и тинейджер», Владимира Маканина «Две сестры и Кандинский», Захара Прилепина «Черная обезьяна». Сергея Носова «Франсуаза, или Путь к леднику», Лены Элтанг «Другие барабаны», Александра Григоренко «Мэбэт», сборник рассказов Архимандрита Тихона «Несвятые святые», повесть Валерия Попова «Плясать досмерти», книга воспоминаний в форме бесед Евгения Попова и Александра Кабакова «Аксенов».
Центральные российские СМИ уже включились в обсуждение книг-номинантов. Кстати, не все эти произведения доступны к книжных магазинах. Некоторые печатались в толстых журналах, а «Учитель цинизма» даже представлен в рукописи.
G. G. 2012-2017