Литература

ОПЯТЬ МАСОНЫ,
ИЛИ
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Новый роман Дэна Брауна «Утраченный символ» должен был появиться на год раньше, но писатель-миллионер с изданием книги не спешил.
В проверке и подтверждении нуждались многие технические тонкости из джентельменского набора разных масонских обычаев, обрядов и архитектурных деталей. Масонов называют тайным обществом вольных каменщиков, потому что летопись своей деятельности они запечатлели в архитектуре городских строений и внутренних интерьеров. Знатоки могут продемонстрировать это даже на примере многих рижских зданий. А в облике Вашингтона, где происходит действие романа, таких деталей стократ больше, так как строили столицу США, как известно, именно масоны.
Во всем этом Брауну необходимо было тщательно разобраться и лично удостовериться, чтобы в своем романе не попасть впросак. Это и задержало его издание на год с лишним.
Главная мысль «Утраченного символа» или, если угодно, сквозная идея, красной нитью пронизывающая книгу насквозь, состоит в том, что будущее современной фундаментальной науки лежит в прошлом нашей цивилизации. И именно этим в первую очередь роман сегодня интересен, а не детективной интригой, которая, впрочем, сама по себе тоже выстроена совсем не просто. Даже парадоксально. Она настолько необычна, что многих любителей детективного жанра, привыкших к банальной бульварщине, это даже отталкивает.
Первая книга Брауна «Код да Винчи», наделавшая много шума в интеллектуальных и церковных кругах, до сих пор удерживает пальму первенства как самый читаемый роман нашего столетия. «Утраченному символу», судя по тому, какой популярностью он уже сейчас пользуется в Америке и Европе, похоже, уготована такая же судьба.
Многие критики, как водится, не могут простить бывшему обыкновенным провинциальным учителем писателю, столь бурного творческого успеха и коммерческого ажиотажа. Поэтому они, кто как умеет, всячески оспаривают его лидерство на книжном рынке. Одни видят в нем шарлатана и проходимца, другие — неумелого писаку. Два британских историка даже обвинили Брауна в плагиате и затеяли против него судебный процесс, который он блестяще выиграл.
Кроме того, против статистики, как говорится, не попрешь. Миллионные тиражи раскупающихся по всему миру книг Брауна говорят сами за себя. Соперничать с ним может только мадам Роулинг с многотомной эпопеей о Гарри Потере. Да и потом есть еще одно свидетельство невероятного успеха первого бестселлера Брауна «Код да Винчи». За последние полвека мне лично не известен ни один писатель, о романе которого за несколько лет,- практически за два года, последовавших после выхода «Кода да Винчи» в свет,- было бы написано десять достаточно серьезных книг.
Новый роман Брауна «Утраченный символ», как и первый, в чем только не упрекают. Но больше всего рецензентов раздражает, что, дескать, это же самый обычный детектив, зачем же так умничать? Кому нужны все эти размышления автора об истории человечества, о нашем будущем, о масонах и какой-то неслыханной науке ноэтике? Что касается масонства, с ним, как известно, всегда возникали проблемы. Кто бы о нем ни писал, хорошо или плохо, любые упоминания о тайном обществе вольных каменщиков обычно вызывают негативную реакцию. Так что с ним все ясно.
Что до ноэтики, история тоже знакомая. Новые науки – вспомним генетику, кибернетику – тоже обычно начинали свой путь трудно. Их шельмовали как могли. С ноэтикой пока что не все так страшно, потому что времена изменились.
С другой стороны, любые проявления ума в литературе и в журналистике сегодня вызывают обструкцию и чуть ли ни выжигаются каленым железом. Таков стиль жизни адептов общества потребления, противостоять им трудно. Они наловчились все черное обращать в белое и наоборот, а любые признаки ума выдавать за глупость. Да и, конечно, если сравнивать книги Брауна с такими шедеврами детективного жанра, как романы Марининой или Донцовой, прославляющие доблестные дела российского сыска, «Утраченный символ» – это просто глупость. Вы ж понимаете, у Брауна там какие-то масонские ложи, Институт ноэтических наук и т. д. и т. п. Должно быть, если бы этого института не существовало в природе вещей (а такой действует не только в США, но уже и в России), роман Брауна вообще выдали бы за фантастический.
Большинство обличительных рецензии на новый роман Брауна в англоязычной и русской печати объединяет одна странная на первый взгляд особенность. В них вообще ничего не говорится об интеллектуальной стороне. И действительно, читая эти статьи, можно подумать, что Браун приплел масонство и ноэтику просто для того, чтобы разнообразить криминальный сюжет.
Его критики воспринимают «Утраченный символ» исключительно как криминальный роман и не более того. Познавательная сторона их напрочь не интересует. О чем на самом деле этот детектив – им нет дела. Их не трудно понять даже в том, что как детектив этот роман ничего особенного собой не представляет. Если, конечно, не принимать во внимание, как лихо здесь раскручивается детективная интрига. Упрекают Брауна еще и в том, что события в «Утраченном символе» развиваются почти по схеме «Кода да Винчи» и другого очень популярного романа Брауна «Ангелы и демоны». Даже герой тот же – доктор религиозной символогии Роберт Ленгдон.
Впрочем, и те, кто согласен, что ценность этого романа не столько в описываемых приключениях, сколько в его познавательности, тоже норовят побольней лягнуть писателя. Дескать, он в своих книгах повторяет чуть ли ни общеизвестные вещи, не говоря ничего нового.
Но Браун и не обещал делать открытий. Хотя тем не менее он открывает для своих читателей тоже многое. Браун рассказывает об открытиях, сделанных другими.
Браун – популяризатор, избравший для увлекательности самый что ни наесть популярный сегодня в масслите жанр — детектив. Криминальная история в романе обставлена им так, что каждый читатель, интересует его это или нет, почерпнет из книги немало новых знаний. Во-первых, о масонстве, и, во-вторых, о ноэтике. Ноэтика – это совсем еще молодая наука, работающая на стыке самых современных научных представлений из области физики, астрономии и психологии — с религией и восточной философией.
Браун популяризирует в первую очередь идеи, забытые или наоборот совсем новые, еще не апробированные. И кстати, именно поэтому и потому еще, что он не просто детективщик,— о чем стоит предупредить заранее,- может оказаться, что все, о чем он в своем романе пишет, не каждому покажется интересным. Тем более, что в «Утраченном символе» интерес представляет не столько сам сюжет, сколько игра ума, а это тоже может быть не каждому понятно и доступно.
С другой стороны, для тех, кто о масонстве мало что знает, «Утраченный символ» напоминает, особенно в начале, игру в покер. Кажется, что автор все время блефует и хочет обвести нас вокруг пальца. Тем более, что действие у него развивается самым невероятным образом. События в «Утраченном символе» происходит стремительно, лавинообразно и в течение всего лишь двенадцати часов. Притом в городской среде, где чуть ли ни на каждом шагу масоны понаоставляли о себе множество упоминаний в виде материального воплощения в архитектурных памятниках своих идей, традиций и принципов.
Собственно с этого все и начинается. С первых же страниц роман затягивает читателя как аэродинамическая труба. Вот цитата: «В руках у него была распечатка из Интернета – карта города с отмеченными улицами, образующими различные фигуры: сатанинские пентаграммы, масонский компас и наугольник, голову Бафомета. Рисунок якобы доказывал, что проектировавшие город масоны были участниками некоего зловещего мистического заговора».
Вот так, не без скрытой иронии, писатель расставляет сети, в которые читатель ловится легко и с удовольствием. Там же ко всему прочему речь идет о том, что масоны владеют углубленной исторической информацией, позволяющей им ответить на все вопросы «почему» и знают, как использовать эту информацию в будущем.
Если читатель о масонах хоть немного наслышан, он напротив станет читать книгу с большим интересом. И не напрасно, потому что по ходу дела перед ним все время будут выкладываться новые и совершенно неожиданные сведения. Не только о масонах, но и о разных древностях, о традициях и истории Америки, а также о направлении развития современной науки.
«Утраченный символ» — это интеллектуальный детектив хорошего качества. Он написан с таким расчетом, чтобы у читателя не выветрилось сразу из головы все прочитанное, едва он перевернет последнюю страницу, а чтобы наоборот как можно больше запало в память.
Здесь есть убийца, есть жертвы, но преступления совершаются не потому, что так устроен мир. За ними стоят обстоятельства и причины, уходящие корнями далеко в историю. Кроме того, Браун непроизвольно подводит нас к парадоксальной мысли о порочности не самого мира, а прежде всего высоко развитого интеллекта. Ибо человек не венец природы, а скорей – ее извращенная форма.
Поэтому и злоумышленник в романе ведет себя неожиданным образом. Он разыскивает масонский артефакт, содержащий какие-то таинственные инструкции, овладев которыми можно повлиять на дальнейшую судьбу всей планеты. Доктор Ленгдон стремится помешать этому. Он не знает главного – злоумышленник хочет завладеть таинственным документом не в своих эгоистических целях, а для того, чтобы уничтожить его, дабы им никто не смог воспользоваться.
Но интрига даже не в этом. Развязка наступает настолько неожиданная, что на первый взгляд даже кажется чудовищной. Противоречащей и здравому смыслу, и логике сюжета. Финал таким предугадать невозможно. Но выстроен он настолько тщательно и искусно, что прочитав, вскоре уже принимаешь все без колебаний и даже находишь в нем особый, глубокий смысл.
«Утраченный символ» — беллетристика высшей пробы. С характерными короткими, емкими главами и динамичной растасовкой событий. И что замечательно, сюжет от начала до конца воспринимается не как сермяжная правда жизни, а как искусно придуманная конструкция. Как блистательная игра ума. Почему, собственно, этот роман у одних пользуется большой популярностью, а у других вызывает обвальную критику.
G. G. 2012-2017