Литература

КОГДА РЕЙТИНГИ ЗАШКЛИВАЮТ
Принято считать, что на Западе, занимаясь литературой, не проживешь — гонорары там не велики. Это не совсем так и даже совсем не так. Прожить литературным трудом там не могут литературные посредственности. Они, действительно, зарабатывают своими книгами мало, так как книги эти просто не пользуются покупательским спросом.
А так как посредственностей в любом деле всегда большинство, такое обманчивое впечатление и возникло. Но кроме них существуют еще две категории писателей, в большинстве своем прозаиков, которые зарабатывают много и даже очень много.
Это писатели, во-первых, относящиеся к числу очень талантливых, и – третья категория – просто популярные, широко рекламируемые и постоянно фигурирующие в книжных топах продаж как самые покупаемые. Например, небезызвестная нам Джоан Ролинг, давно уже ставшая миллинершей, только в этом году на издании книг о Гарри Потере заработала очередные свои десять миллионов долларов. Причем в десятке самых богатых авторов она занимает лишь… последнее место.
Тут надо оговориться: специфика книжных топов продаж такова, что они отражают успешность только тех писателей, которых принято относить к массовой литературе. Настоящие зубры мировой литературы, так называемые живые классики, почему-то в книжные топы не попадают, хотя спрос на их книги, если и не велик, то постоянен и стабилен.
Так, если говорить о писателях самых богатых, то согласно рейтингу высокооплачиваемых авторов, опубликованному в журнале «Forbes», мировую десятку сегодня возглавляет, и, кстати, уже не первый год, автор популярнейших в англоязычном мире триллеров «Пришел паук» и «Целуя девушек» Джеймс Паттерсон. В этом году на продаже этих двух книг он заработал семьдесят миллионов долларов.
Гораздо меньше, но тоже умопомрачительную по сравнению с содержанием своих книг сумму денег – сорок миллионов долларов – заработала Стефания Мейер на продаже любовно-вампирского книжного сериала «Сумерки». Тридцать четыре миллиона и третье место в рейтинге принесли книги знаменитому романисту Стивену Кингу.
Четвертую строчку в рейтинге самых богатых писателей занимает автор дамских бестселлеров Даниэла Стил. За ней идет мастер шпионских романов Кен Фоллет. На шестом месте – автор ужастиков, хоррорист Дин Кунц. Седьмое и восьмое поделили между собой два плодовитых детектившика Джанет Иванович и Джон Гришэм. Девятое место досталось Николасу Спарксу, который специализируется на любовных романах, и, наконец, десятое место заняла уже упомянутая Джоан Ролинг.
Окинув взглядом книжные полки любого магазина определить самых популярных и богатых писателей не трудно. У них в продаже – по нескольку книг сразу. Издав первую, если она понравилась читателю, они куют железо пока горячо: быстренько пишут следующий роман. За ним еще и еще. Потому что пока первый не выпал из рейтинга, все, что они ни напишут, тоже будет расходиться хорошими тиражами и главное – приносить доход. Главное тут успеть «выстрелить» очередной свой опус, пока критики и пиарщики не разобрались с предыдущим.
Покупателю здесь, в отличие от издателей, важно не спешить с новыми книгами топовых авторов. Обычно они всегда хуже первой. Поэтому, как правило, после первых трех-четырех изданных таким скоростным методом книг, начинающий автор вдруг сходит с дистанции. Часто – навсегда. Как, например, Дэн Браун со своим «Кодом да Винчи». Успев издать на волне успеха еще пару-тройку романов, значительно уступающих или повторяющих первый, он заработал свои миллионы и успокоился. Или та же Джоан Ролинг – ничего нового от них мы скорей всего не дождемся. Так что самые покупаемые авторы не всегда самые лучшие.
G. G. 2012-2017