Литература

МИХАЛКОВ ЗАЖИГАЕТ
Никита Михалков недавно опубликовал манифест просвещенного консерватизма – объемистый документ о том, как «обустроить Россию». До сих пор каждый обустраиватель считал нужным ссылаться на Солженицина, нечто подобное сочинившего много лет назад. Но, кроме разговоров, от его скрижалей толку было мало. Поэтому теперь «слово взял» Михалков.
Реакция последовала незамедлительно. Московские либералы как с цепи сорвались и принялись рвать автора манифеста в клочья. Удивляться нечему. Их взбесило, что Михалков в своем манифесте ни много, ни мало призывает ликвидировать воровскую лавочку под названием либеральная демократия и заняться делом.
В начале ноября избранные места из михалковского манифеста с боевым названием «Право и Правда» напечатала «Литературная газета». Я прочел и восхитился. Не знаю, кто написал текст, сплетни ходят разные, но если сам Михалков, то писать он, конечно, умеет. Манифест звучит как поэма. Стоит почитать, это интересно. И полезно тоже.
Для Латвии – особенно. Трансформировав манифест под нашу местную жизнь и местные условия, отбросив все этнические и национальные особенности, можно извлечь из него много толкового. Особенно для местных русских — для их образа жизни и культуры.
Сегодня для культурного благоприятствования любой консерватизм пойдет на пользу. Либеральная демократия достала всех. Тем более, что она давно уже не либеральная, а неолиберальная. То есть стала полной своей противоположностью, можно сказать — фиговым листком, прикрывающим новый фашизм. Да и сама демократия уже мало общего имеет со свободой, равенством и братством. Учитывая эти метаморфозы, уместен вопрос: что же теперь представляет собой либеральная демократия, если она превращает граждан в бомжей, закрывает школы, ликвидирует библиотеки, театры, и все это делает ради процветания банков?..
В основу просвещенного консерватизма Михалков кладет четыре основных принципа. Первый – соблюдение законности и правопорядка. Второй – обеспечение «безопасности для культуры». Третий – рост «благосостояние для всех». И четвертый – социальную справедливость и социальную защиту.
В общем-то, ничего нового и невозможного. Поэтому Михалков искренне удивился, когда его манифест вызвал у либералов дикую истерику. Только я думаю, в ужас их повергли не принципы, а те приоритеты, которые Михалков обозначил в своем манифесте. Для либералов они запредельны и потому ненавистны.
В качестве приоритетов называются — семья, совесть, честь, традиции и даже (какой скандал!) патриотизм и истинная культура. Это главные ценности просвещенного консерватизма.
Теперь ясно, почему против Михалкова ополчились либералы. Тем более, что он не объявляет главенствующими ни права человека, ни свободное передвижение по земному шарику. А относительно культуры вообще позволяет себе возмутительные вещи. В манифесте говорится, что мы сегодня «столкнулись с экспансией ложной культуры. С культурой, представляемой как вещь и потребляемой как товар. С культурным ширпотребом, которым можно овладеть при самых незначительных способностях, без всяких интеллектуальных усилий и по самой дешевой цене".
„Мы должны противостоять ложной культуре и противопоставить ей культуру истинную“,— пишет Михалков. – „Быть консерватором – значит быть человеком, который сохраняет и приумножает культуру, науку и образование“.
И еще — быть консерватором значит стремиться „остановить ползучее государственное разложение, хроническую общественную болезнь и духовное обнищание человека“. Здоровое общественное сознание сегодня должно быть сверхнациональным, утверждает Михалков. Геополитика должна получить приоритет над политикой, геоэкономика над экономикой, а геокультура над культурой.
Странно, что кто-то с этими утверждениями сегодня может не соглашаться. Хотя, конечно, предрассудки нас одолевали всегда, а предрассудки, – и у либералов тоже,— могут быть самыми непредсказуемыми. Недаром Михалков предупреждает, что просвещенный консерватизм – это консерватизм без предрассудков.
G. G. 2012-2017